Бихевиоризм.
Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии.
Буквально — наука о поведении.
Его кредо выражала формула, согласно которой предметом
психологии является поведение, а не сознание.
Основателем данного направления в психологии был
американский психолог Джон Уотсон.
Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под
которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе
и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для
человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих
людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не
отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. 

Феноменологический
подход Роджерса
Феноменологический
подход базируется на следующих идеях:
• поведение человека
можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания
действительности;
• люди способны сами
определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью
природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой
представляют;
• люди в своей основе
добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в
направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и
личностный потенциал.
Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и
разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя не в
соответствии с их истинной внутренней природой («поскольку человеку присущ
внутренний страх и беззащитность, он может порой вести себя недопустимо
жестоко, ужасно деструктивно, незрело, антисоциально и вредно, но в глубине
каждого есть позитивные тенденции»), и когда люди функционируют полностью,
когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как
позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой
и с другими людьми.
Роджерс выделяет условия, важные для развития Я-концепции:
• Для любого человека
важно, чтобы его любили и принимали другие — эта потребность в позитивном
внимании развивается как осознание возникновения «Я».
• Людям необходимо
позитивно рассматривать себя — эта потребность в позитивном внимании к себе
гарантирует, что человек будет стремиться действовать так. чтобы и другие, и он
сам одобрительно отзывались о его поступках, т. е. человек вряд ли поведет себя
не в соответствии с Я-копцепцией, так как это не будет удовлетворять
потребность в позитивном внимании к себе. Обычно поведение человека согласуется
с его Я-концепцией.
• Люди, особенно
дети, сильно подвержены влиянию значимых лиц, а поскольку чаще всего значимые
лица (родители, учителя, друзья) позитивно относятся только к желаемому
поведению человека, проявляя тогда внимание, любовь, уважение (по принципу: «Я
буду уважать, любить и принимать тебя только в том случае, если ты будешь
таким, каким я хочу тебя видеть»), то ребенок старается соответствовать
стандартам, ожиданиям и требованиям других, ведет себя так, как требуется,
чтобы получить одобрение и признание людей, и скрывать все то, что может не
понравиться этим значимым лицам.
Защитные механизмы:
Искажение восприятия
имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но
только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа
человека. Например, студент считает себя умным и способным, но получает
заслуженно двойку на экзамене, и он ради сохранения Я-концепции невольно
искажает интерпретацию данной ситуации: «преподаватель несправедливо ставит
оценки», «мне не повезло» (это механизм выборочного искажения или
рационализации).
Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с
переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно
истолковать или отрицать переживание.
Но когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда
несогласующиеся пере живания часто встречаются, человек испытывает сильную
тревогу, которая может серьезно нарушить его психическое состояние и поведение.
Люди с сильным несоответствием между реальным-осознанным Я и
«идеальным Я» обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую
степень самоактуализации, почти не способны к самоприятию, более тревожны,
эмоциональны нестабильны и невротичны. Многие
люди имеют негативную Я-концепцию, то есть недовольны собой, не способны
принимать себя и соответственно не могут принимать других, недовольны всей
жизнью и всеми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной
враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к
другим. 
По Маслоу А. Самоактуализирующейся личности присущи
следующие особенности: 
Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые
условия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя только получая
информацию с себе от других людей.
Деградации личности
способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности: 1) формирование психологии «пешки»,
глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной
беспомощности»); 2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся
первичные потребности в пище и выживаемости; 3) создание «чистоты» социального
окружения — разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»,
создание вины и стыда за себя; 4) создание культа «самокритики», признания даже
в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих
предпосылках идеологии); 6) формирование специализированного языка (сложные
проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся
выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным
«нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого,
неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности,
упрощенности», у человека формируется несколько «Я», изолированных
функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда
человек потерял социальные нормы,
традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не
знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что
хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому
человеку требуется «логотерапия» — борьба за смысл жизни». Не человек
спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ
своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может
возвыситься над самыми неблагоприятными условиями.
|