Если честно, не помню, какая группа делала «заказ», но
просили рассказать подробнее про то, как же проводят экспертизу по аффектам
(патологический, физиологический).
Экспертиза эмоциональных состояний.
Основная задача данной экспертизы - выявление определенного
психического (эмоционального) состояния и его воздействия на способности
человека к осознанию своих действий и сознательному руководству ими.
Аффектом в психологии обозначают временные эмоциональные
состояния, характеризующиеся быстротой, силой и кратковременностью
возникновения и протекания, при которых происходят сужение поля сознания,
замедление интеллектуальных процессов, нарушения волевого контроля над действиями.
Следствием аффекта нередко бывает кратковременная амнезия (потеря памяти).
Состояние аффекта может возникнуть у любого, в принципе психически здорового
человека в особых, так называемых аффектогенных ситуациях, которые
"накладываются” на некоторые психологические особенности личности. Аффектогенна
та ситуация, в которой человек испытывает настоятельную потребность в действии
(субъективно знает и чувствует, что должен что-то сделать), но адекватных
ситуации способов действия не находит (если же способ действия избран и
осуществлен, то аффекта не наступает).
Основные предрасположенности образуют базовые свойства
личности, которые постоянны и сами непосредственной причиной аффекта не
являются (к ним относят слабый тип центральной нервной системы, повышенную
возбудимость, невыносливость к раздражителям, инертность нервных процессов,
завышенную самооценку и ряд других). Играет роль и возраст: более подвержены
аффекту дети и пожилые люди.
Актуальные предрасположенности непосредственно предшествуют
аффекту и представляют собой временные функциональные психофизиологические
состояния, вызываемые различными причинами (постинтоксикация, переутомление,
эмоциональное потрясение, бессонница, и
т. п.).
Сказанное позволяет понять специальные психологические
задачи, которые решает эксперт-психолог на различных стадиях исследования
(установление так называемых фактов первой и второй степени), а именно:
выявление основных и актуальных предрасположенностей к аффекту; вида
воздействия внешнего раздражителя; роли окружающей среды как фактора поведения
(диагностика аффекта); анализ действия субъекта во время аффекта и после него,
а также анализ отношения самого действующего лица к своим действиям.
Решение этих задач позволяет эксперту сделать затем вывод о
том, повлияло ли (и если да, то каким образом) состояние аффекта на способность
лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и
на возможность лица в полной мере осознанно руководить ими.
В отличие от аффекта, диагностика и определение последствий
патологического аффекта составляют предмет компетенции психиатра в рамках
психиатрической экспертизы.
http://www.ido.rudn.ru/lectures/202/U11.htm
|