Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия
(т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации,
сотрудничества); 2) максимизация
собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация
относительного выигрыша (конкуренция);
4) максимизация
выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация
выигрыша другого (агрессия);
6) минимизация
различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить
ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество - направлено на полное удовлетворение
участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив
кооперации, либо конкуренция).
2. Противодействие - предполагает ориентацию на свои цели
без учета целей партнера по общению (индивидуализм).
3. Компромисс - реализуется в частном достижении целей
партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость - предполагает жертву собственных целей для
достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание - представляет собой уход от контакта, потерю
собственных целей для исключения выигрыша другого.
Общение порождает ряд уникальный социально-психологических
механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие
механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и мода, основательно
рассмотрены в социально-психологической литературе, поэтому представим их
конспективно.
ЗАРАЖЕНИЕ — это бессознательная, спонтанная форма включения
личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем
передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом,
накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения —
эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.
Источником заражения является носитель эмоционального заряда
— индуктор. Индуктор передает эмоциональный заряд, который многократно усиливается
в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в
прямой зависимости от величины аудитории и степени установочного эмоционального
накала индуктора.
Заражение — сопереживание общего психического состояния
большой группой людей одновременно.
Различают следующие формы проявления заражения: массовые
психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.
ВНУШЕНИЕ — это социально-психологический механизм общения,
ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к
массовым действиям.
Внушение представляет собой активное и персонифицированное
воздействие одного субъекта на другой. Внушение осуществляется в основном
вербальными действиями. Внушение адресовано не к логическому мышлению, а к
эмоциональной готовности человека получить установку к действию.
Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых
характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния
неуверенности в себе.
К основным условиям эффективности внушения относят
авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления к
внушающему воздействию.
УБЕЖДЕНИЕ — это социально-психологический механизм общения,
процесс и результат программно-организованного воздействия. Убеждение
оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать
превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.
Убеждение — это также система логических доказательств,
ориентированных на критически настроенную личность.
Условием убеждающего воздействия является заинтересованность
человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.
Заинтересованность — это (1) стремление получить
определенную информацию, (2) потребность осмыслить что-либо.
Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно
связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.
Убеждение как процесс предполагает воздействие и на
рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие,
перерастающее в дискуссию.
Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего
воздействия достигается, если
а) содержание и форма
убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;
б) убеждение строится
с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;
в) убеждение выглядит
последовательным и доказательным;
г) оно содержит как
обобщенные положения (принципы и
правила), так и
конкретные факты, примеры;
д) опирается на разум
убеждаемого, его опыт и знания;
е) убеждающий глубоко
верит в то, в чем убеждает.
Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений
и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на
убеждаемого.
Убеждение ориентировано на формирование сознательной
деятельности масс.
ПОДРАЖАНИЕ — это социально-психологический механизм общения,
обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения
(манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.
Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды:
логические,
внелогические,
внутренние,
внешние,
мода,
обычай
и пр.
Подражание определяют и как механизм массового поведения, и
как творческий механизм "психологического наследования".
По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение
образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.
Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.
МОДА — это специфическая и весьма динамическая форма
стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно
под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и
увлечений.
Мода — это также социальная санкция поведения, вкусов и
системы ценностных ориентаций.
Мода — это вместе с тем средство социально-психологической
компенсации неудовлетворенности.
Мода выполняет следующие функции:
(а) коммуникативную,
(б) интеракционную
(согласования),
(в) компенсаторную. Были использованы материалы следующих сайтов:
http://psyera.ru/5317/socialno-psihologicheskie-mehanizmy-obshcheniya
http://privetstudent.com/diplomnyye/psikhologiia-diplomnye-raboty/881-harakter-vliyaniya-siblingovyh-otnosheniy-na-strategii-povedeniya-podrostkov-v-konfliktnoy-situacii.html
|