Психология это просто...Воскресенье, 19.05.2024, 11:07

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Социальные мотивы взаимодействия. Механизмы общения связанные с коммуникацией и интеракцией.
Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации, сотрудничества);  2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

 3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

 4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

 5) минимизация выигрыша другого (агрессия);

 6) минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество - направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).

2. Противодействие - предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).

3. Компромисс - реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость - предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание - представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

                                

Общение порождает ряд уникальный социально-психологических механизмов, посредством которых и формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание и мода, основательно рассмотрены в социально-психологической литературе, поэтому представим их конспективно.

ЗАРАЖЕНИЕ — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Индуктор передает эмоциональный заряд, который многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени установочного эмоционального накала индуктора.

Заражение — сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

ВНУШЕНИЕ — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Внушение представляет собой активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой. Внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Внушение адресовано не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния неуверенности в себе.

К основным условиям эффективности внушения относят авторитетность источника информации, доверие к нему, отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

УБЕЖДЕНИЕ — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-организованного воздействия. Убеждение оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.

Убеждение — это также система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.

Заинтересованность — это (1) стремление получить определенную информацию, (2) потребность осмыслить что-либо.

Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего воздействия достигается, если

 а) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

 б) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;

 в) убеждение выглядит последовательным и доказательным;

 г) оно содержит как обобщенные положения (принципы и

 правила), так и конкретные факты, примеры;

 д) опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

 е) убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает.

Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого.

Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности масс.

ПОДРАЖАНИЕ — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.

Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды:

 логические,

 внелогические,

 внутренние,

 внешние,

 мода,

 обычай

 и пр.

Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм "психологического наследования".

По А. М. Агальцову же, подражание есть воспроизведение образа или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.

Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

МОДА — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

Мода — это также социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентаций.

Мода — это вместе с тем средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

Мода выполняет следующие функции:

 (а) коммуникативную,

 (б) интеракционную (согласования),

 (в) компенсаторную.

Были использованы материалы следующих сайтов: 

http://psyera.ru/5317/socialno-psihologicheskie-mehanizmy-obshcheniya

 http://privetstudent.com/diplomnyye/psikhologiia-diplomnye-raboty/881-harakter-vliyaniya-siblingovyh-otnosheniy-na-strategii-povedeniya-podrostkov-v-konfliktnoy-situacii.html


Категория: Мои статьи | Добавил: prepod (17.03.2013)
Просмотров: 16761 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz