Психология это просто...Воскресенье, 19.05.2024, 08:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Социальная перцепция. Часть 2

                                                        

                                               

    

В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке1:

 • фактор превосходства;

 • фактор привлекательности;

 • фактор отношения к нам.

 Очевидно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти три фактора действуют в теснейшем единстве.

 Рассмотрим их проявление в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.

 Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая получила название фактора превосходства.

 Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

 Для того, чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

 Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

 • одежда человека, включая знаки отличия, награды, очки, прическа, драгоценности, а в определенных случаях — его машина, обстановка кабинета и т.д.;

 • манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

 Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы его ориентации на какую-то группу.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Схема действия этого фактора такова, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, талантливым, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Эффекты восприятия людьми друг друга.

Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект ореола— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

Наиболее типичными ошибками межличностного восприятия являются следующие:

 1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

 2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

 3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

 4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.

 5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами

При составлении были использованы следующие источники:

схемо.рф

http://rudocs.exdat.com                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Категория: Мои статьи | Добавил: prepod (28.03.2013)
Просмотров: 1539 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz